Откуда пришёл обычай наряжать ёлку
В. Волина

При Петре елки в домах не ставили, а украшали веточками, хвойными лапами.
А что было до этого?
По существующему благородному и красивому обычаю, ко дню новогоднего
праздника выращивали в кадках цветущие вишни — и «свечи мира» горели
рядом с цветами на маленьком деревце.
Так с незапамятных времен во многих домах на Новый год покрытая
бело-розовыми и нежными лепестками благоухала, подобно нарядной невесте,
славянская новогодняя вишня, а не колючая ель.
Но справедливости ради, следует отметить, что обычай наряжать елку то же
очень давний: ему около двух тысяч лет. Почему же люди стали украшать
деревья? Уж очень велика была в древности магия дерева. В известном
Гороскопе друинов (древних кельтских жрецов, поклонявшихся лесу,
деревьям) характер и судьба человека связана с «его» деревом (у каждого
человека, в зависимости от даты рождения). Наши древние предки верили, что
в деревьях обитают еще и духи растительности и плодородия, от которых
якобы зависит урожай хлебов, фруктов и овощей. Но могущественные духи
были не только добрыми, но и злыми, и нужно было их умилостивить
подарками.
Ну а уж вечнозеленая ель занимала особое место среди всех деревьев. Она
была священным центром, «мировым древом», символизирующим саму жизнь
и новое возрождение из темноты и мрака. Именно на ней, самой большой в
лесу, ежегодно, в конце декабря (когда начинался «солнечный» год) люди
«развешивали разные подарки» для духов, чтобы сделать их добрее, чтобы
получить богатый урожай. Вот и приносилась искупительная жертва, как бы
воспроизводящая первую жертву сотворения мира.
Древние европейцы подвешивали к зеленым ветвям ели яблоки — символ
плодородия, яйца — символ развивающейся жизни, гармонии и полного
благополучия, орехи — непостижимость божественного промысла. Считалось,
что наряженные таким образом ветки ели отводили злых духов и нечистую силу
(кстати, еловые ветви подвешивали и к потолку, ближе к дверям). Наряжали
елку игрушками.
А поведали миру обо всем об этом то ли волхвы, то ли древние германские
пастухи. Затем этот веселый и уютный обычай проник в особняки и замки. А
там росли принцессы. Вырастая, они выходили замуж за иноземных принцев
(так уж раньше было заведено) и приносили немецкий зимний обычай в другие
страны Европы. Именно юная немецкая принцесса, выданная замуж за
наследника британского престола, нарядила в конце XVII века первую елку в
Англии. Другая принцесса из Германии научила этому французов. Кстати
некоторые ученые считают, что первая елка была украшена в XVI веке в г.
Эльзасе (принадлежавшем ранее Германии, а сейчас это часть Франции).
Позднее елочки (настоящие новогодние, а не веточки ели и сосны) пришли и к
нам.
Ну а как же иначе? Как без них? Но по правде говоря, случилось это не при
Петре I, а лишь в 30-х годах XIX века. Итак, лет триста назад наши предки
верили, что, украшая новогоднюю елку, они делают злые силы добрее. Сейчас
о злых силах давно забыли (хотя они наверняка есть), но без
красавицы-ёелки-всамделишной, прямо из лесу, или красивой искусственной
— по-прежнему не обходится ни один новогодний праздник.
И в заключение следует, пожалуй, сказать, что в России судьба елочки
сложилась не просто. Как и любое западное новшество, оно развивалось с
трудом.
Как известно, обычай украшать жилище елочными ветками пошел с Петра I.
В 30-е годы XIX века елки ставились на праздник только в домах петербургских
немцев. А публично в столице ёелки ставились в столице только в 1852 году. К
концу XIX века ёелки стали главным украшением и городских и деревенских
домов и в XX веке были неотделимы от зимних праздников вплоть до 1918 года,
когда из-за принадлежности украшенной елки к Рождеству (то есть религии
церкви) она была запрещена на целых 17 лет (до 1935).
И только в 1949 году 1 января стал нерабочим днем.
Так что ставить елочки в домах это не такое уж и древнее изобретение, как
может показаться. Ему у нас на Руси лет 60-65 (не больше).

Сайт создан в системе uCoz